МОУ "Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа" поселка Мари-Турек Республики Марий Эл


школа - школа в годы ВОВ

школа

     история школы

     школа в годы ВОВ

     люди и судьбы

     ДОШ "ШОК"

     педколлектив

     статистика

     олимпиады

     мастер класс

     старшеклассник

ученикам

     НОУ

     символы

     экзамены

     словарь

учителям

     стандарты

     класс. руководитель

родителям

     РКШ

выпускникам

     выпуск 2006

Мари-Турекская средняя школа в годы Великой Отечественной войны

    стр.1 -страница 2-     стр.3

Призванными на фронт стали вчерашние школьники и бывшие выпускники школы. Одному из них - Долганову Ивану Иосифовичу 24 марта 1945 года было присвоено звание Героя Советского Союза. Свой героический подвиг наш земляк совершил летом 1944 года в боях за освобождение Литвы.

Несомненно, что неисчислимые невзгоды и лишения легли в годы войны на плечи жителей и села Мари – Турек, впрочем, так жила вся страна. Но те, кто ушел на фронт и те, кто остался в тылу, выстояли, не согнулись. Все от мала до велика совершали свой незаметный каждодневный подвиг выживания, сумев при этом не растерять сострадание, сочувствие, доброту, любовь.

Жизнь продолжалась, несмотря на огромное горе и тяготы. Школа продолжала работу. После объявления войны все учителя были отозваны из отпусков (Неверова Глафира Алексеевна – воспитательница, Шабалина Клавдия Николаевна и др.). Учителя работали на заготовке дров для школы. С этой целью ездили за деревню Шаганур. Потом ученики старших классов распиливали бревна, кололи дрова, а ученики младших классов складывали дрова в поленницы. Школьники также проявляли свое усердие во всех сельскохозяйственных работах: проводили прополку, возили навоз, сгребали сено, помогали матерям и сестрам, севшим за руль трактора.

Также была организована работа на детской площадке при школе.

Уже в августе стали приезжать эвакуированные из Московской и других областей страны. Среди них было много образованных людей, в том числе учителей, воспитателей, врачей, библиотекарей и т.д. Многие были приняты на работу в школу вместо ушедших на фронт мужчин-учителей.

Приступили к работе в нашей школе из эвакуированных еще до начала занятий: Либензон Мира Григорьевна в качестве преподавателя немецкого языка с 15 августа 1941 года; Лифшиц Хацкель Моисеевич в качестве преподавателя немецкого языка в старших классах с 18 августа 1941; Подольская Е.И. назначена заведующей Мари–Турекской избой-читальней, Полонская Зинаида Ефимовна назначена учителем физкультуры и географии с 20 марта 1942 года и др.

Гвоздев М.Г. вспоминает, что в их доме проживали две эвакуированные семьи: одна из Тулы, а другая – из Москвы. Некоторые семьи временно проживали в школьном здании. Кутузова Л.М. вспоминала, как по ночам эвакуированные дети при любом шуме вскакивали и испуганно кричали: «Мама, мамочка, спаси! Сирена! Бежим!». Жители Мари–Турека помогали этим людям, глотнувшим горя раньше других. Собирали зимние вещи, давали продукты, и т.д.

Несмотря на войну к праздникам в селе работники культуры и коллектив школы устраивали концерты. В канун 24-годовщины Великого Октября как раз закончили переоборудование здания бывшей церкви в Дом культуры, и был организован силами школьников и учителей концерт. Об этом событии вспоминает бывший ученик школы, разведчик-нелегал в Аргентине в 60-е годы Владимир Мартынов: «Я, будучи уже во втором классе, принимал участие в праздничном концерте, играл в так называемом шумовом оркестре, организованном нашим директором школы Неверовым. Играли – кто на деревянных ложках, кто на гребенках с папиросной бумагой, кто на бутылках, частично заполненных водой в разных уровнях, а кто на балалайке. Мне же достался тяжелый бронзовый школьный звонок, который во время исполнения «Светит месяц, светит ясный» вдруг вырвался из моих рук и покатился по сцене к рампе. Под аплодисменты и смех зрителей я сполз со стула, с которого я еле доставал ногами до пола. Пробежался по сцене, поднял звонок, снова взобрался на стул и подключился к оркестру, который в этот момент уже исполнял «Во поле березонька стояла».

Учебный год в годы ВОВ часто начинался не с первого сентября, а позже, после выполнения сельхозработ: теребили лен, вязали снопы и ставили в «бабки», копали картофельное поле и собирали картофель. После работы в колхозе варили картошку в мундире и давали ее с молоком, но без хлеба. Весной после уроков опять шли вместе с классными руководителями на работу: перебирали картофель, пропалывали посевы и т.д.

Руководством РОНО уделялось огромное внимание выполнению учебной программы, постоянно проводились проверки, выявлялось соответствие учителей занимаемой должности. Иногда, в условиях нехватки учителей, назначали на должность учителя начальных классов лучших учеников 10 класса. Например, десятиклассник Очеев Тихон Яковлевич в апреле 1942 года без отрыва от учебы был назначен учителем в начальные классы.

Как вспоминает бывший ученик школы Иванов Анатолий Петрович (в 1940 пошел в первый класс): «Учиться было трудно, не было одежды, не хватало еды (крестьяне должны были платить продовольственный налог, собирали посылки на фронт, или причиной голода в некоторые годы мог быть неурожай). В одном классе учились дети разных возрастов. Учебники были старые, тетрадей не хватало, приходилось писать на старых газетах или в старых тетрадях между строк».

Зимой в классах было холодно: экономили дрова, или их часто не хватало. Ученики сидели в пальто, в варежках. Некоторые учителя вспоминают, что квартиры приходилось отапливать даже соломой. Писали чернилами из сажи, из красной свеклы. В школе работал буфет, где можно было купить стакан чая или киселя. Зарплата учителя в этот период составляла около 400 рублей (по тем временам небольшие деньги), да и купить что-либо было сложно, так как снабжение осуществлялось по карточкам. По воспоминаниям Шабалиной К.Н., на себя с двумя детьми она получала по 300 грамм хлеба в день. Однажды директор школы предложила ей обменять три метра ситца на 11 фунтов муки.  Клавдия Николаевна с радостью согласилась, из этой муки она варила «болтушку» - вкуснейшее блюдо по тем временам. А из ситца  директор сшила два платья для детей – сирот, первоклассниц. Действительно, в годы войны, да и в послевоенные годы самой шикарной одеждой в селе у школьников была фуфайка – ватная стеганая куртка. Из обуви – лапти, которых хватало только на неделю. Весной делали из дерева колодки и обували их поверх лаптей, что спасало  немного от воды и грязи. Шапки часто шили из овечьих  шкур, брюки из холста, который заранее красили.

 

 

Hosted by uCoz